Больше всего проектов государственно-частного партнерства заключается в сфере медицины


В 2014 году Министерство здравоохранения РФ провело подробный анализ ситуации с финансированием медицинской сфере. Результаты этой работы оказались неутешительными – исследование выявило серьезные проблемы, напрямую связанные со слабым бюджетным финансированием. При этом для привлечения в медицину внебюджетных средств не существовало адекватного законодательства, ни на федеральном уровне, ни на уровне регионов. Наиболее рациональным путем встраивания в отрасль инвестиций частного капитала оказалась система государственно-частного партнерства.

Работа, проведенная по внедрению ГЧП в здравоохранение, оказалась столь эффективной, что на сегодняшний день этот вид взаимодействия власти и бизнеса в сфере медицины является лидером по количеству реализуемых проектов. Как отметил заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Сергей Краевой на заседании Координационного совета Минздрава РФ по ГЧП, на конец 2016 года в здравоохранении реализуется более 70% всех социальных проектов. Из них на стадии строительства и эксплуатации – 61%. В рамках этих проектов будет привлечен 61 млрд рублей – это десятая часть всех инвестиций в социальной сфере.

Нормативно-правовая база

Одним из основных механизмов ГЧП, работающих на территории РФ, стал механизм концессии, при которой государство передает часть своего имущества в распоряжение заинтересованному инвестору или частному лицу. Отметим, что данный вид взаимодействия обоюдовыгоден, так как концессионер берет на себя обязательство использовать мощности для деятельности, которая принесет доход и ему и государству. По словам начальника отдела развития ГЧП Минэкономразвития России Михаила Брусиловского, после принятия закона о концессиях в социальной сфере (без учета здравоохранения) потребовалось 10 лет, чтобы отшлифовать нормативную базу, позволяющую закону функционировать, причем за это время в закон о концессиях было внесено 20 поправок. Закон о ГЧП в здравоохранении вступил в силу только в прошлом году, и трудно ожидать, что за такой короткий можно сформировать полноценный рынок.

Действительно, как пояснил заместитель Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава Кирилл Хрянин, при принятии закона о ГЧП в здравоохранении Минздраву пришлось столкнуться с рядом проблем, решать которые было необходимо в кратчайшие сроки. Прежде всего, федеральные учреждения были лишены права предоставлять свои мощности для концессионных соглашений. Кроме того, медучреждения не имели права заключать инвестиционные договоры из-за отсутствия федеральных документов по проектам привлечения внебюджетных инвестиций. То есть при наличии основного закона о ГЧП в медицине практически никаких подзаконных актов, на основании которых можно было приступать к работе, не существовало, таким образом, необходимые условия для инвестиций в здравоохранение в стране отсутствовали.

Первым шагом Минздрава совместно с Минэкономразвития стало добавление в перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла объектов здравоохранения. Компании, с которыми был заключен концессионный договор, смогли получать землю без проведения конкурсных процедур. В практику был введен механизм инвестиционного договора. Наконец, Минздраву были переданы полномочия рассматривать вопросы частных концессионных инициатив в отношении недвижимости здравоохранения.

Первые ласточки

Одновременно с этим начались запуски пилотных проектов по привлечению внебюджетных инвестиций. По словам Сергея Краевого, первым таким проектом стал договор о концессии в отношении имущества Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии. Распоряжение о заключении концессионного соглашения было подписано 19 марта 2015 года Председателем правительства Дмитрием Медведевым, и за год в эксплуатацию введено более 2 тыс. кв. метров недвижимости. «Сейчас на базе долгостроя, который был передан в концессию, налажено производство современных эндопротезов, — рассказал Краевой. – Кроме того здесь же планируется открыть производство биомедицинских клеточных продуктов и ряда других медицинских изделий».

Еще одним проектом Минздрава, осуществляемого совместно с ФМБА, стало решение о строительстве центра спортивной медицины в Сочи. На базе Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера также будет осуществлен концессионный проект – порядок проведения конкурса уже определен, а университет подготовил конкурсную документацию, которая согласуется с Минздравом. Большой инвестиционный проект готовится в Екатеринбурге, где в концессию планируется передать более 14 тыс. кв. м. недвижимости. Наконец, руководство Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова готовит пилотный проект строительства кампуса, где будет использован еще один вид соглашения – инвестиционный договор, когда имущество, содержание которого затратно и бесполезно, предается инвестору. Частный партнер возводит на данном месте собственный проект, а в качестве компенсации осуществляет строительство, необходимое государственному партнеру. Всего же, уточнл Хрянин, на различных этапах подготовки находится более 20 концессионных проектов с общим объемом инвестиций более 10 млрд. рублей. Причем речь идет только о проработанных проектах на различных стадиях структурирования, без учета всего пула, насчитывающего 166 возможных вариантов.

ГЧП – это не страшно

При этом, отметил Краевой, рост активности в сфере государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения ни в коем случае не означает переход к платной коммерческой медицине. «Наша основная задача, – пояснил он, – обеспечить граждан РФ своевременной и медицинской помощью в соответствии с программой госгарантий. Перевод государственной медицины в частную – это не переход в платную медицину, а другой механизм предоставления услуги». Медпомощь, сказал замминистра, можно бесплатно оказывать в государственных учреждениях, а можно в учреждениях частной формы собственности. «Медицинское учреждение, которое находится на балансе государства, требует постоянной финансовой поддержки. Государство вынуждено содержать здание, персонал, оплачивать медицинскую помощь. Покупая, услуги у частного лица, государство оплачивает только их, ничего более», — отметил Краевой. В любом случае, уточнил он, помощь пациенту оказывается бесплатно – это основное условие ГЧП в здравоохранении.

Система ГЧП особенно выгодна регионам, у которых нет достаточных ресурсов на строительство собственных медучреждений, так как в этом случае региональным структурам дешевле закупать медицинскую услугу в частной организации. Именно поэтому руководство субъектов федерации создает преференции для частного бизнеса в освоении медицинского сектора – это позволяет снять финансовую нагрузку с государственного бюджета, при полном сохранении бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий в сфере здравоохранения. Такой механизм закладывается на уровне заключения соглашений. В процессе проработки пакета документов для заключения концессионного соглашения, предусматривается сохранение прежнего объема бесплатных медицинских услуг данного медучреждения. «Этот объем может быть больше, но он не может быть меньше. Все, что лежит за его пределами, находится в распоряжении инвестора, но размер услуг, который оказывался в учреждении до передачи его в концессию, будет сохранен в на том же уровне», – заключил замглавы Минздрава РФ.

Источник:

http://lekoboz.ru

30.03.2017

Ajax Call Form
Loading...