Декан химфака МГУ назвал основные направления развития современной химии
23 августа, в Новосибирске стартовал форум «Наука будущего — наука молодых». Во время мероприятия декан химического факультета МГУ Степан Калмыков рассказал об основных направлениях развития химии и смежных наук. Главным трендом современной химии он назвал «конструирование молекул с атомной точностью».
По мнению Степана Калмыкова, наиболее актуальны сейчас три области науки, которые во многом зависят от достижений химиков:
«Во-первых, это медицина, в которой решается проблема создания как малых молекул, так и высокомолекулярных соединений направленного действия, и моя родная ядерная химия (в том числе и ядерная медицина). Мы говорим и о болезнях Альцгеймера и Паркинсона, и о раке, и о болезнях кардиосистемы, при которых патология развивается задолго до проявления клинических признаков. На ранних стадиях эти заболевания можно не купировать, а действительно лечить.
Во-вторых, экология. В частности, сейчас радиохимики решают важнейшую технологическую задачу по фракционированию радиоактивных отходов, потому что в дальнейшем их судьба кардинально отличается. Можно дожигать долгоживущие изотопы и захоранивать только короткоживущие, что сокращает сроки хранения с миллионов лет до сотен. Это сильно удешевляет ядерную энергию и делает ее максимально экологически безопасной.
В-третьих, климат. Углекислый газ — прекрасный химический реагент для производства целого ряда химических соединений, и задача его вывода из атмосферы одновременно решается с задачами поставки его на промышленное производство. Кроме того, нельзя забывать об объектах накопленного экологического вреда, почти четыре сотни из которых уже включены в специальный федеральный реестр. Справиться с ними без помощи химиков нельзя, потому что каждый объект уникален и требует особого подхода к проблеме его утилизации».
Декан подчеркнул, что нельзя быть хорошим химиком, не зная физики, биологии и, тем более, математики: «Все самые прорывные открытия сейчас происходят на стыке наук. И это большой вызов для системы образования, потому что мы традиционно разделяемся по профилям обучения на факультеты и кафедры, а здесь нужны совершенно другие подходы. И только так мы можем подступиться к тем самым большим вызовам».
Источник: https://scientificrussia.ru/
26.08.2022