Фармацевтический рынок 2018: сложные итоги
В феврале 2019 г. состоялось очередное заседание РАФМ, посвященное подведению итогов прошедшего 2018 г. Открывая мероприятие, Николай Демидов, генеральный директор IQVIA, остановился на ключевых вызовах для участников рынка в 2018/2019 гг. Среди них – длительный тренд сокращения темпов роста рынка, снижение спроса на ОТС-препараты, кризис доверия между фармацевтическими компаниями и аптечными сетями, онлайн-продажи как угроза аптечному ретейлу, обновленное регулирование цен на ЖНВЛП и сложности функционирования сектора госзакупок.
Динамика фармацевтического рынка за последние годы существенно замедлилась. По данным компании DSM Group в 2018 г. его объем установился на уровне 1 663 млрд руб. (+1,8% к 2017 г.). В натуральном выражении прирост к 2017 г. составил +2,4%, достигнув объема в 6 399 млн упаковок. Согласно данным IQVIA, рынок вырос на 4% в стоимостном выражении, но сократился на 3% в упаковках (1 116 млрд руб. или 5,2 млрд упаковок). Самыми оптимистичными оказались итоги 2018 г. с точки зрения AlphaRM, которые представила генеральный директор компании Анна Ермолаева: рынок вырос на +7% в рублях и на +6% в упаковках, а его объем достиг 1 256 млрд руб. в ценах конечного потребления или 5,60 млрд упаковок.
В качестве ключевого драйвера роста рынка выступил розничный сегмент, доля которого в 2018 г. достигла максимального значения за последние годы (69,7% в руб., 82% в упаковках по данным DSM Group). По словам Сергея Шуляка, генерального директора аналитической компании DSM Group, данный тренд свидетельствует о том, что в 2018 г. государство ослабило свои позиции в ключе финансирования и основные расходы на лекарства в несколько большей степени легли на плечи населения.
Олег Фельдман, управляющий директор Ipsos Healthcare, подробно остановился на моделях поведения провизоров-фармацевтов, посетителей аптек, а также на ключевых каналах коммуникаций фармацевтических компаний с целевыми аудиториями. В качестве одного из интересных трендов эксперт отметил рост доли Digital (email, SMS-рассылки, онлайн мероприятия, удаленные визиты) в объеме контактов с врачами, который в 2018 г. впервые превзошел оффлайн активность (личные контакты, мероприятия оффлайн и проч.). Доля этого канала в структуре продвижения среди провизоров существенно ниже, чем среди врачей. Однако провизоры более активно, чем врачи, прибегают к интернету в качестве источника информации, для которых за последние 3 года этот канал стал основным.
Участники сошлись во мнении, что сложная ситуация в экономике в целом оказывает существенное влияние на развитие фармацевтического рынка. Однако прогноз продаж сохраняет положительную динамику как на 2019 г., так и в долгосрочной перспективе. Согласно данным компании IQVIA, в период с 2019 по 2022 г. ожидается рост рынка на 8,4% в руб. По данным компании DSM Group в 2019 г. объем фармацевтического рынка увеличится на 4% в стоимостном выражении, достигнув 1 736 млрд руб. Прогноз компании AlphaRM предполагает рост рынка в 2019 г на величину от +3% до +8% в руб. При этом его объем составит от 1 280 до 1 340 млрд руб.
Источник: http://remedium.ru
26.02.2019