Фармкомпании поделили онкопрепараты — крупнейшим поставщиком на госзакупках стала Biocad

Основными поставщиками онкопрепаратов в рамках нацпроекта «Здравоохранение» в 2019 году стали российская Biocad и швейцарская Roche. По итогам января—ноября эти компании продали лекарств на 12,5 млрд и 10,7 млрд руб. соответственно. Скромные результаты других участников рынка лидеры объясняют тем, что они просто могли оказаться не готовы к резкому росту спроса.

Biocad, среди совладельцев которой «Фармстандарт» Виктора Харитонина, стала крупнейшим поставщиком противоопухолевых препаратов на госзакупках в рамках соответствующей программы нацпроекта «Здравоохранение». Об этом говорится в исследовании аналитической компании Alpharm и отраслевого издания «Фармацевтический вестник». Всего на программу в 2019 году было предусмотрено более 70 млрд руб., которые через систему ОМС распределялись между региональными лечебно-профилактическими учреждениями. Годом ранее на приобретение онкопрепаратов было израсходовано 28,9 млрд руб.

По оценкам Alpharm, по итогам января—ноября 2019 года Biocad отгрузила в рамках госзакупок лекарств на 12,5 млрд руб. против 10,7 млрд руб. за весь 2018 год. Как отмечают аналитики, нарастить продажи Biocad удалось в том числе за счет поставок биоаналога трастузумаба, оригинал которого принадлежит швейцарской Roche. После потери патентной защиты препарат имеет ограниченные возможности для конкуренции с биоаналогами местного производства, отмечает руководитель отдела по доступу препаратов на рынок АО «Рош-Москва» (российская структура Roche) Дмитрий Козлов. Собеседник “Ъ” в одной из фармацевтических компаний добавляет, что на госзакупках, как правило, отдается предпочтение российским лекарствам, стоимость которых вдобавок обычно ниже зарубежных.

Несмотря на это, Roche стала ближайшим конкурентом Biocad, реализовав препаратов на 10,7 млрд руб., подсчитали в Alpharm. По сравнению с 2018 годом, когда этот показатель был 2,3 млрд руб., компания нарастила продажи более чем в четыре раза. Сделать это, согласно исследованию, Roche удалось за счет продаж препаратов пертузумаб и трастузумаб эмтанзин, защищенных патентами и пока не имеющих аналогов, а также того же трастузумаба.

Почему лекарства не дошли до пациентов

В целом за отчетный период на закупку трастузумаба было затрачено наибольшее количество средств — 6,1 млрд руб. По сравнению со всем 2018 годом этот показатель вырос на 115%. Именно рост расходов мог стать причиной всплеска интереса к препарату других участников рынка. Так, осенью 2019 года клинические испытания собственного аналога трастузумаба начала компания «Мабскейл» — совместный проект одного из крупнейших в России производителей дешевых лекарств «Озон Фармацевтика» и «Фармэко». Кроме этого, дженерик трастузумаба зарегистрировала американская Pfizer.

Вторым по объему закупок в 2019 году стал препарат ниволумаб американской Bristol-Myers Squibb (BMS), на который власти потратили 6 млрд руб., что на 569% больше, чем годом ранее. За счет этого BMS удалось стать третьим производителем по объему отгруженных в рамках реализации нацпроекта препаратов, увеличив продажи с 1 млрд до 6,9 млрд руб. Еще 5,8 млрд руб. было потрачено на закупку бевацизумаба, оригинал которого принадлежит Roche и чей аналог также есть у Biocad. Закупки этого лекарства выросли на 186%.

Как расширение госпрограммы высокозатратных нозологий сказалось на поставщиках дорогих препаратов

Несмотря на внушительную динамику роста отгрузок препаратов, новые контракты дались производителям нелегко. Как отмечает вице-президент по маркетингу и продажам Biocad Олег Павловский, отрасль оказалась не вполне готова к такому спросу, так как профильные региональные медучреждения несвоевременно рассчитывали потребность в препаратах. Из-за этого у многих компаний оказывалось недостаточное количество товарных запасов, и некоторым участникам рынка приходилось отказываться от участия в ряде тендеров, поясняет он. По словам Дмитрия Козлова, производственный цикл биологических препаратов занимает до четырех месяцев, и для участия в тендерах Roche пришлось корректировать приоритеты производства на глобальном уровне, чтобы удовлетворить потребности российского рынка.

Источник: https://www.kommersant.ru

24.01.2020

Ajax Call Form
Loading...
Translate »