Госзакупки лекарств обеспечивают фармрынку рост
На фоне падения доходов населения фармацевтическому рынку удается расти за счет закупок со стороны государства. Доля этого сегмента в продажах производителей в первой половине 2019 года достигла максимума за шесть лет — 34,4%, сообщает DSM Group.
Госсегмент стал основным драйвером роста фармацевтического рынка. Объем препаратов, реализованных на госзакупках, достиг максимума с 2012 года, когда составил только 32%. Глава DSM Group Сергей Шуляк объясняет такую ситуацию расширением ряда госпрограмм. Кроме того, в структуре продаж фармкомпаний на госзакупках заметно выросла доля региональных тендеров. В первом полугодии она составила 28%, тогда как за весь 2018 год было 20%. Это во многом связано с предвыборными кампаниями кандидатов в губернаторы ряда регионов. Основная масса избирателей — льготная категория граждан, уточняет эксперт.
В целом за последние пять лет динамика роста продаж препаратов в России замедлилась в шесть раз, с 16% в 2013 году по отношению к 2012-му до 2,6% в 2018 году. Сокращается рост реализации продукции фармкомпаний в рознице. Так, если в 2017 году этот показатель составлял 7,6%, то в 2018 году упал до 2,6%. По прогнозам DSM Group, в 2019 году рост объема реализации лекарств в аптеках составит еще меньше — примерно 1,7%. Сергей Шуляк объясняет это в первую очередь снижением реальных доходов населения. Так, за шесть лет доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, выросла с 12,5% в 2012 году до 13,2% в 2018 году, приводятся в исследовании компании данные. Массовая вакцинация привела к снижению заболеваемости гриппом и ОРВИ, что также негативно сказывается на продажах производителей лекарств в аптечных сетях.
В то же время сокращение доходов населения оказалось выгодно российским производителям лекарств. Показатель одного из крупнейших в России производителей дешевых лекарств «Озон» увеличился на 45,5%. Совладелец «Озона» Виталий Алейников объясняет рост продаж компании тем, что она начала активно взаимодействовать с крупными аптечными сетями по продвижению своих лекарств. В условиях падения доходов потребители переходят на более доступные лекарства, в связи с чем аптеки стали уделять больше внимания их наличию в ассортименте.
Кроме того, на фоне снижения реальных доходов граждане всё чаще начали отдавать предпочтение биологически активным добавкам, отказываясь от настоящих лекарств из-за более высоких цен на них. В августе россияне приобрели 26,6 млн упаковок БАД на 5,1 млрд рублей. В сравнении с восьмым месяцем прошлого года продажи выросли на 10% в натуральном выражении и на 25% в денежном.
Источник: https://www.sostav.ru
4.10.2019