Счетная палата рекомендует Минздраву внедрять телемедицину за счет бюджетных средств
Внедрение телемедицинских технологий в российских медицинских организациях тормозит нормативная база. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам мониторинга внедрения в 2017-2018 гг. практик удаленного консультирования населения специалистами ведущих федеральных и региональных медцентров.
Минздравом еще не приняты нормативные акты для развития данной сферы, предусмотренные законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, ведомство не ведет статистического наблюдения за внедрением и применением телемедицинских технологий. Это не позволяет принимать своевременные управленческие решения по развитию этой практики, говорится в сообщении СП.
Анализ финансового обеспечения услуг консультирования с применением телемедицинских технологии в регионах показал, что два последних года федеральным бюджетом на эти цели средства не предусматривались. «Данная помощь оплачивалась в рамках территориальных программ ОМС. Соответствующие расходы в 2017 году в 17 субъектах Российской Федерации составили 21,2 млн рублей, а в 2018 году в 20 регионах – 18,8 млн рублей», – цитирует пресс-служба ведомства аудитора Михаила Меня. По его мнению, для полноценного внедрения телемедицины Минздраву необходимо предусмотреть плату на осуществление телемедицинских услуг не только за счет средств ФОМС, но и за счет федерального и региональных бюджетов.
Заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова указала на опасность задвоения затрат на информатизацию сферы здравоохранения. Она напомнила, что с 2012 г. на схожие цели уже выделялись значительные средства, в частности, Министерство связи работает над внедрением цифровых технологий в сфере здравоохранения уже несколько лет.
По словам заместителя министра здравоохранения РФ Елены Бойко, средства, выделявшиеся в предыдущие периоды на модернизацию, были потрачены преимущественно на закупку компьютерного оборудования. Понятие информационных систем законодательно не было определено, поэтому регионы трактовали его на свое усмотрение. «В 2016 году осознали проблему, что каждый субъект реализует эти программы по-разному с учетом того, что на тот момент не было никакого законодательного регулирования, соответственно у Минздрава не было даже полномочий для создания единых требований к этим системам. Поэтому с 2016 года Минздрав инициировал разработку федерального закона о применении информационных технологий», – пояснила Елена Бойко, добавив, что соответствующий закон вступил в действие с 1 января 2018 г.
Тогда же Минздрав выпустил Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Однако в Счетной палате указывают, что документ не предусматривает этапы оказания медицинской помощи, не определяет структурные подразделения, оказывающие телемедицинские консультации и стандарты их оснащения, что несет риски недооснащенности медорганизаций техническим оборудованием для качественного оказания услуг. Действующий порядок не позволяет даже оценить уровень технического оснащения медорганизаций, необходимого для проведения практик консультирования населения специалистами ведущих федеральных и региональных медицинских организаций.
Минздрав в качестве приоритета на 2018 г. определил налаживание инфраструктуры телемедицины и апробирование технологии взаимодействия «врач–врач», знает член Общественного совета при ведомстве, инвестор и основатель компании «Доктор рядом» Владимир Гурдус. По его словам, на сегодня препятствий для реализаций консультаций между врачами нет, условия для тестирования врачебных консилиумов созданы.
«Для дальнейшего развития системы нужно активнее проводить врачебные консилиумы. Что касается взаимодействия в формате «врач–пациент», действительно определенных нормативно-правовых актов и законов пока не выпущено, но это, с моей точки зрения, не препятствует проведению пилотных проектов в регионах, а также развитию существующих коммерческих проектов в этой области», – полагает эксперт.
21.01.2019