В Великобритании раскрыли механизм развития апатии при длительном приеме антидепрессантов

Европейские нейрофизиологи выяснили, что длительный прием антидепрессантов ведет к развитию апатии в результате появления нарушений в работе цепочек нервных клеток, связанных с подкрепляющим обучением. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба британского Кембриджского университета.

апатия

«Развитие апатии является распространенным побочным эффектов от приема антидепрессантов, блокирующих обратный захват серотонина. Проведенные нами опыты показывают, что это связано с тем, что употребление этих лекарств ослабляет чувство удовлетворения при исполнении разных действий. Оно является важной частью подкрепляющего обучения», — заявила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Барбара Саакян, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По текущей статистике ВОЗ, свыше 300 млн жителей Земли сейчас страдают от депрессии. Каждый год она уносит жизни примерно 800 тыс. человек, чему особенно подвержены подростки, а также юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет. Для борьбы с хронически подавленным настроением фармацевты разработали за последние несколько десятилетий большое число лекарств-антидепрессантов.

Как правило, эти молекулы способны проникать в ткани мозга и менять круговорот серотонина и других важнейших сигнальных молекул мозга таким образом, что у пациента улучшается настроение. Многие антидепрессанты обладают сильными физиологическими и психическими побочными эффектами, одним из которых является развитие апатического синдрома — притупление эмоций при длительном приеме этих лекарств.

Антидепрессанты и апатия

Саакян и ее коллегам удалось раскрыть механизмы развития апатического синдрома в рамках длительных наблюдений за жизнью и поведением 66 добровольцев, согласившихся принимать лекарства от депрессии на протяжении примерно месяца. Половина участников эксперимента регулярно получала от ученых эсциталопрам, один из популярных антидепрессантов, а другие добровольцы принимали «пустышку» — плацебо.

депрессия

Все это время ученые отслеживали изменения в поведении участников эксперимента при помощи регулярных опросов, а также тестов, нацеленных на оценку так называемых холодных и горячих когнитивных функций. В число первых входит память, внимание и другие проявления интеллекта, не требующие проявления чувств, а в число вторых — различные эмоциональные аспекты поведения человека.

В ходе этих опросов и замеров ученые обнаружили, что длительный прием эсциталопрама вел к развитию сбоев в работе так называемого подкрепляющего обучения. Так ученые называют особенность психики людей и многих животных, которая заставляет их активно исполнять произвольные действия в ответ на стимулы, вызывающие удовольствие. В эксперименте Саакян и ее коллег этим стимулом служила денежная награда, которую получали добровольцы в том случае, если правильно решали простую задачу на внимание.

Употребление антидепрессантов, как обнаружили исследователи, нарушало работу цепочек нейронов, связанных с подкрепляющим обучением, в результате чего добровольцы теряли мотивацию и не прикладывали максимальные усилия для решения задач. Потеря мотивации, как считают Саакян и ее коллеги, является основной причиной того, почему длительный прием антидепрессантов ведет к развитию апатии.

 

Источник: https://nauka.tass.ru/

24.01.2023

Ajax Call Form
Loading...